Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Основные направления реформирования обязательного медицинского страхования в РФ

За десять лет осуществления обязательного медицинского страхования граждан в деятельности системы обязательного медицинского страхования выявилось достаточно проблем правового и экономического характера, которые требуют разрешения на уровне федерального закона. При этом за время существования системы обязательного медицинского страхования она приобрела достаточно четкую структуру взаимодействия субъектов обязательного медицинского страхования.

В рамках совершенствования системы обязательного медицинского страхования главным представляется определение порядка и источников финансирования, обеспечивающих оказание необходимой и достаточной медицинской помощи по ее видам и объемам. В федеральном законе о медицинском страховании должна быть установлена зависимость объема ответственности страховщиков от объема средств, перечисленных им страхователями. Средства обязательного медицинского страхования, находящиеся у медицинских страховых организаций, должны быть защищены от принудительного взыскания налоговыми органами, а также от взыскания по долгам, не связанным с деятельностью в рамках обязательного медицинского страхования.

Кроме того, в федеральном законе об обязательном медицинском страховании следует четко разграничить контрольные функции фонда обязательного медицинского страхования и органа страхового надзора.

В настоящее время главной проблемой системы обязательного медицинского страхования является недофинансирование, что связано в первую очередь с несбалансированностью программы обязательного медицинского страхования с финансовыми ресурсами, аккумулируемыми в данной системе. За все время существования системы обязательного медицинского страхования остается неразрешенной проблема перечисления взносов на обязательного медицинского страхования неработающего населения субъектами РФ. За последние годы сумма взносов за неработающее население, перечисляемая в целом по стране, более чем в три раза меньше расчетной. В существующем законодательстве отсутствуют действенные механизмы стимулирования субъектов РФ на осуществление данных платежей. Единственной возможностью территориального фонда обязательного медицинского страхования воздействовать на органы исполнительной власти является обращение в суд. Однако в таком случае складывается ситуация, когда исполнительный директор территориального фонда обязательного медицинского страхования, назначенный органами исполнительной власти субъекта РФ, должен выступать в суде с иском к назначившему его органу исполнительной власти субъекта РФ.

Проблема неполного финансирования усугубляется также политикой органов исполнительной власти ряда субъектов РФ и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, не допускающих страховые медицинские организации к осуществлению обязательного медицинского страхования и передающих функции страховых медицинских организаций территориальным фондам[1].

Еще одной проблемой системы обязательного медицинского страхования является практика перечисления территориальными фондами обязательного медицинского страхования бюджетных средств медицинским учреждениям, минуя страховые медицинские организации. При этом достаточно часто лечебные учреждения получают не денежные средства, а медикаменты и оборудование по завышенным ценам. В связи с этим медицинские учреждения получают медикаментов и оборудования в меньшем количестве, чем они могли бы самостоятельно закупить на полученные от страховой медицинской организации средства. Все это дополнительно затрудняет финансовое планирование.

Все перечисленные проблемы системы обязательного медицинского страхования вытекают из одного фактора – до сих пор обязательное медицинское страхование осуществляется на основе принципа финансирования, а не на основе принципов организации рискового страхования. Все отношения в системе обязательного медицинского страхования построены по тому принципу, что лечебные учреждения получают средства от страховых медицинских организаций не в качестве возмещения затрат за проведенное лечение застрахованного, а в качестве средств на предоставление медицинской помощи.

Обязательное медицинское страхование перестанет развиваться по экстенсивному типу только тогда, когда оно станет рисковым видом страхования, по которому оплата будет осуществляться унифицированными и персонифицированными способами.

Реформирование обязательного медицинского страхования возможно только при одновременном изменении законодательства о страховании социальном. Это обусловлено тем, что в настоящее время отношения по обязательному медицинскому страхованию помимо Закона «О медицинском страховании граждан в РФ»[2] регулируются законом «Об основах обязательного социального страхования»[3]. Указанный закон устанавливает иную, по сравнению с действующей, систему обязательного медицинского страхования. Фактически при осуществлении обязательного медицинского страхования нормы закона «Об основах обязательного социального страхования»[4] практически не соблюдаются. Однако на стадии разработки концепции реформирования обязательного медицинского страхования возникает необходимость решения вопроса о том, предполагается ли реформировать систему обязательного медицинского страхования, модернизируя выработанную годами практику взаимоотношений субъектов обязательного медицинского страхования, или же разрабатывать новую модель взаимодействия указанных субъектов в соответствии с положениями закона «Об основах обязательного социального страхования»[5].

Полное изменение системы обязательного медицинского страхования в соответствии с положениями закона «Об основах обязательного социального страхования»[6] предполагает изменение субъектов обязательного медицинского страхования. Так закон «Об основах обязательного социального страхования»[7] в качестве страховщика предусматривает некоммерческую организацию[8]. Причем функции, которые обязан осуществлять страховщик по обязательному социальному страхованию, не сможет осуществлять ни одна негосударственная некоммерческая организация. По сути, страховщиком по обязательному социальному страхованию является государственный фонд (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования), а значит, при реформировании обязательного медицинского страхования в соответствии с действующим законодательством страховщиком по обязательного медицинского страхования будет выступать Фонд обязательного медицинского страхования.

Следовательно, страховые медицинские организации не будут вправе заключать и исполнять договоры обязательного медицинского страхования. Такой фактический запрет на участие страховых медицинских организаций в осуществлении обязательного медицинского страхования не позволит достичь основной цели реформирования обязательного медицинского страхования – преобразования обязательного медицинского страхования в страхование рисковое, действительно основанное на принципах страхования.

Исключение страховых медицинских организаций из субъектов обязательного медицинского страхования также не позволит достичь еще одной цели реформирования обязательного медицинского страхования, а именно реального и действенного контроля за качеством оказываемой медицинской помощи, защиты прав застрахованных. Когда у страхователя будет выбор, с какой страховой медицинской организацией заключить договор обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации будут вынуждены в рамках конкуренции добросовестно исполнять свои обязанности по договору, а значит, они будут тщательнее контролировать исполнение лечебным учреждений обязанностей по договору оказания медицинских услуг, качество и объем оказанных услуг, в случае необходимости защищать права застрахованных граждан.

В связи со сказанным необходимо внести изменения в закон «Об основах обязательного социального страхования»[9] в части отношений, регулируемых указанным законом. Действие закона «Об основах обязательного социального страхования»[10] не должно распространять на обязательное медицинское страхования, хотя последние и является видом обязательного социального страхования.

Целью реформирования системы обязательного медицинского страхования является обеспечение гарантированной оплаты медицинским организациям медицинской помощи, бесплатно предоставленной гражданам в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие проблемы:

организация обязательного медицинского страхования на основании принципов рискового страхования;

обеспечение сбалансированности доходов системы обязательного медицинского страхования и ее обязательств;

обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования.



[1] Распоряжение правительства ХМАО от 31.10.2002 г. №724 - РП «О мерах по финансовому взаимодействию в системе обязательного медицинского страхования Ханты - Мансийского автономного округа»

[2] Федеральный закон от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»// Ведомости Съезда НД РСФСР и Верховного Совета РСФСР, N 27, 04.07.91, ст.920, 921, Ведомости Съезда НД РФ и Верховного Совета РФ, N 23, 11.06.92 ст.1230

[3] Федеральный закон от 16.07.1999 г.№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Российская газета, № 139, 21.07.99 г.

[4] Федеральный закон от 16.07.1999 г.№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Российская газета, № 139, 21.07.99 г.

[5] Федеральный закон от 16.07.1999 г.№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Российская газета, № 139, 21.07.99 г.

[6] Федеральный закон от 16.07.1999 г.№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Российская газета, № 139, 21.07.99 г.

[7] Федеральный закон от 16.07.1999 г.№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Российская газета, № 139, 21.07.99 г.

[8] Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 11.11.2003 г. № Ф04/5736-1022/А75-2003//www.lawmix.ru/

[9] Федеральный закон от 16.07.1999 г.№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Российская газета, № 139, 21.07.99 г.

[10] Федеральный закон от 16.07.1999 г.№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Российская газета, № 139, 21.07.99 г.


Количество показов: 4282
Автор:  Филипков В.В.

Возврат к списку