Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Юридические процедуры, необходимые для обеспечения легитимного использования слогана в рекламных мероприятиях

Если рекламный слоган создается внутренним подразделением организации, то можно говорить, что в данном случае речь идет об авторских и смежных прав на служебные произведения, созданные сотрудниками компании в процессе выполнения своих трудовых функций.

Под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). В частности, под служебные произведения могут попадать рекламные слоганы, графические решения интернет-сайта, оформление бренда, создание текстов и т.п.

Основанием для квалификации произведения как служебного являются: наличие трудовых отношений между автором и работодателем и отнесение к числу трудовых обязанностей работника создание произведений. В случае возникновения спора относительно того, является ли конкретное произведение служебным, в качестве доказательств рассматриваются трудовые договоры, служебные инструкции, приказы, распоряжения о поручении работнику выполнения конкретного задания - создания произведения. В отсутствие указанных доказательств произведение не признается служебным. Бремя доказывания служебного характера произведения по сложившейся практике возлагается на работодателя.

При этом важным вопросом является установление круга трудовых обязанностей автора и определение того, входило ли в этот круг создание произведения. Трудовые обязанности автора, во-первых, вытекают из трудового договора, который согласно ст. 56 ТК РФ должен определять трудовую функцию работника. Во-вторых, обязанности автора могут быть указаны в различных внутренних документах, например, должностных инструкциях. Однако правовое значение такие документы будут иметь только в том случае, если автор был с ними ознакомлен. В-третьих, обязанности автора по созданию конкретного произведения могут вытекать из указаний работодателя. В этом случае указания работодателя должны даваться в пределах общих обязанностей автора как работника. В том случае если указание работодателя касается трудовой деятельности, которая не вытекает из трудового договора, такое поручение может рассматриваться как изменение трудовой функции, то есть перевод на другую работу. Согласно же ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника. Следовательно, если работник не давал такого согласия, создание им произведения, в отношении которого поступило указание работодателя, не будет входить в его трудовые обязанности.

Следует обратить особое внимание, что если произведение создается автором не в пределах исполнения автором (работником) своих трудовых обязанностей в ходе своей повседневной деятельности в рамках той трудовой функции, которая предусмотрена трудовым договором, а в результате заключения с работодателем какого-то особого договора (отличного от трудового договора), то оснований говорить о служебном произведении нет. В данном случае, произведение создается в рамках гражданско-правового договора (например, в ходе выполнения договора авторского заказа, ст. ст. 1288, 1289 ГК).

Подытоживая вышесказанное, можно выделить ряд условий, характерных для служебных произведений:

1) работник должен вложить свой творческий труд в его создание;

2) служебным можно считать лишь то произведение, создание которого входило непосредственно в трудовые функции работника. Если же произведение создано в рабочее время, но не в связи с выполнением трудовых функций, то служебным оно не является;

3) существенное значение для правильной квалификации имеет и понятие «служебное задание». Однако сама по себе выдача задания вне трудовой функции, даже если оно будет исполнено, не дает оснований для признания произведения служебным;

4) правовой режим служебного произведения не изменяется в случае если работник уволился. Не имеет также значения, является работник штатным или же совместителем;

5) место его создания не влияет на признание произведения служебным. Практике известны случаи, когда произведения признавались служебными, хотя создавались работниками дома;

6) факт использования материалов или оборудования организации, где работает автор, не приводит к определению произведения как служебного;

7) служебное произведение должно быть создано в рабочее время. Если произведение создано за пределами рабочего времени, оно также является служебным при условии, что его создание входит в трудовые обязанности работника.

Соответствие либо несоответствие результата интеллектуального труда указанным признакам прямо влияет на его правовую квалификацию, имеющую конкретные правовые последствия.

Если результат интеллектуального труда работника является служебным произведением, то в соответствии с п. 1 ст. 1295 ГК РФ авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору (работнику).

Другими словами, за работником в отношении произведения, созданного в рамках служебного задания, сохраняются следующие права:

1. Право авторства (то есть право признаваться автором произведения).

2. Право автора на имя (предполагает, что автор может выбрать способ указания своего имени: истинное имя, псевдоним, анонимно).

3. Права на неприкосновенность произведения (без согласия автора не допускается внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями).

4. Право на обнародование произведения (право осуществлять действия или давать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от имущественных прав и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование произведения третьим лицам.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 ГК РФ), т.е. работодатель имеет право:

1. Использовать произведение по своему усмотрению, разрешать или запрещать другим лицам его использование. А именно: воспроизводить произведение, распространять (в том числе путем продажи), публично показывать, импортировать, сдавать в прокат и др.

2. Распоряжаться своим исключительным правом (передавать это право путем заключения договора об отчуждении исключительного права или предоставлять другому лицу право использования произведения на основе лицензионного договора).

3. Сообщать автору о сохранении служебного произведения в тайне.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

При этом следует помнить об ограничениях, установленных в ст. 1295 ГК РФ в отношении исключительных прав работодателя. Исключительное право на служебное произведение переходит от работодателя к автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение:

- не начнет использование этого произведения;

- не передаст исключительное право на него другому лицу;

- не сообщит автору о сохранении служебного произведения в тайне. Подобное сообщение желательно оформить в письменном виде (например, в виде приказа).

Автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение:

- начнет использование служебного произведения;

- передаст исключительное право другому лицу.

Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

В случае, когда в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе:

- использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах;

- обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.

При этом право автора (работника) использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается.

Для оптимизации рисков, связанных с созданием и использованием служебного произведения, можно порекомендовать разработать и внедрить в ОАО «СК «СОГАЗ-Мед» локальные акты, регулирующие порядок юридического закрепления прав на служебные произведения.

Данная документация должна обеспечивать:

- контроль за созданием служебного произведения;

- порядок оформления прав на служебные произведения;

- документальное оформление перехода прав;

- контроль за сроком действия исключительного права;

- учет служебных произведений;

- ответственность сотрудников за ненадлежащее оформление документов.

Кроме того, в целях избежания правовых проблем, вызванных неоформлением или неправильным оформлением документов по служебному произведению, можно порекомендовать заключать с сотрудниками (авторами) договоры гражданско-правового характера на создание соответствующих произведений (рекламных слоганов), например, договоры авторского заказа (ст. ст. 1288, 1289 ГК).


Количество показов: 2463
Автор:  Филипков В.В.

Возврат к списку