Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Компенсационные выплаты по ОСАГО

С конца 2008 года с рынка ОСАГО ушло более 10 страховых компаний, у которых была отозвана на осуществление страховой деятельности. Полисы ОСАГО, выданные этими страховщиками, продолжают действовать до срока их окончания, при этом не истек трех годичный срок исковой давности по множеству полисов ОСАГО, ранее заключенных такими страховщиками, следовательно, при наличии страховых случаев по таким полисам кто-то должен произвести возмещение вреда потерпевшим. Страховщики, в случае отзыва у них лицензии, редко продолжают исполнять свои обязательства, тем более перед лицами, которые не являлись их клиентами – страхователями. Поэтому у потерпевших в ДТП есть только два выхода, либо требовать возмещение вреда с причинителя вреда, что является достаточно проблематичным относительно возможности фактического исполнения решения суда, особенно, если причинитель вреда – физическое лицо. Либо обратиться в Российский Союз Автостраховщиков (далее – РСА) за компенсационной выплатой.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40 - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон 40 - ФЗ) компенсационные выплаты – платежи, которые осуществляются в соответствии с данным законом в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена.

Статьей 18 Закона 40 – ФЗ установлено, что компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие: а) применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом; б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности; в) неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред; г) отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию, а компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие: а) применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом; б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.

Согласно ст. 19 Закона 40 – ФЗ компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков, действующим на основании учредительных документов и в соответствии с Законом 40 – ФЗ и соответствующими правилами профессиональной деятельности. К отношениям между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков по поводу компенсационных выплат по аналогии применяются правила, установленные законодательством Российской Федерации для отношений между выгодоприобретателем и страховщиком по договору обязательного страхования. Соответствующие положения применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено федеральным законом и не вытекает из существа таких отношений.

Компенсационные выплаты устанавливаются:

в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 160 тысяч рублей с учетом требований пункта 1 статьи 12 Закона 40 – ФЗ

в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, в размере не более 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

В соответствии с п.п. в) п. 1 ст. 25 Закона 40 – ФЗ профессиональное объединение страховщиков (РСА) осуществляет компенсационные выплаты потерпевшим в соответствии с учредительными документами профессионального объединения и требованиями Закона 40 -ФЗ.

Помимо этого на основании п.п. б) п. 1 ст. 26 Закона 40 – ФЗ профессиональным объединением страховщиков устанавливаются правила, обязательные для профессионального объединения и его членов и содержащие требования в отношении порядка и условий осуществления профессиональным объединением компенсационных выплат потерпевшим. Такими правилами являются Правила осуществления Российским Союзом Автостраховщиков компенсационных выплат потерпевшим, в том числе очередности удовлетворения указанных требований в случае недостаточности средств Российского Союза Автостраховщиков, и порядка распределения между его членами ответственности по обязательствам Российского Союза Автостраховщиков, связанным с осуществлением компенсационных выплат

Согласно п. 1 ст. 27 Закона 40 – ФЗ учредительными документами профессионального объединения должна устанавливаться его обязанность по осуществлению предусмотренных данным Федеральным законом компенсационных выплат.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона 40 – ФЗ требования потерпевших о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 1 и пунктом 2 статьи 18 Закона 40 – ФЗ, удовлетворяются профессиональным объединением за счет средств, направленных членами профессионального объединения из резервов гарантий (пункт 3 статьи 22 Закона 40 – ФЗ), а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением права требования, предусмотренного пунктом 2 статьи 20 данного Федерального закона, а требования потерпевших о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 1 статьи 18 Закона 40 – ФЗ, удовлетворяются профессиональным объединением за счет средств, направленных членами профессионального объединения из резервов текущих компенсационных выплат (пункт 3 статьи 22 Закона 40 – ФЗ), а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением права требования, предусмотренного пунктом 1 статьи 20 Закона 40 – ФЗ.

Законом 40 – ФЗ четко не определено, что такое компенсационные выплаты, какие расходы потерпевшего подлежат возмещению и т.п.

На практике у потерпевшего помимо расходов, которые он вынужден нести для приведения имущества в состояние, в котором оно было до причинения вреда, имеется множество иных расходов, которые он должен производить для восстановления нарушенного права, - это суммы расходов потерпевших по проведению независимой экспертизы, по эвакуации транспортного средства с места ДТП, по хранению поврежденного транспортного средства, по оплате услуг представителя, по уплате государственной пошлины, по уплате нотариусу за нотариальное оформление, почтовые и прочие расходы.

Фактический анализ норм Закона 40 – ФЗ позволяет сделать следующие выводы:

- компенсационные выплаты – некие платежи уплачиваемые потерпевшему РСА в случаях, перечисленных в Законе, но это не есть страховая выплата и их нельзя отождествлять;

- компенсационные выплаты не являются страховыми выплатами, а являются частным случаем возмещения вреда третьим лицом, не являющимся причинителем вреда, на которое законом возложена обязанность возмещения вреда в соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ;

- компенсационные выплаты выплачиваются потерпевшему в качестве возмещения вреда, причиненного ему в результате ДТП. Одним из способов возмещения вреда, согласно ст. 1082 ГК РФ, является возмещение причиненных убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ);

- к отношениям между РСА и потерпевшим по аналогии применяются правила для отношений между выгодоприобретателем и страховщиком, если иное не предусмотрено федеральным законом (в том числе Закону 40 – ФЗ, ГК РФ, ГПК РФ и пр.) и не вытекает из существа таких отношений.

В п.п. б) п. 60 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263, предусматривается возможность возмещения иных расходов, произведенных потерпевшим в связи с причиненным вредом.

При этом по аналогии закона могут быть применены нормы Правил ОСАГО, устанавливающие возможность возмещения расходов по проведению независимой экспертизы.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Проводя аналогию можно сделать вывод, что ни расходы на экспертизу, хранение и т.п. напрямую не являются восстановительными расходами, как и расходы по оплате услуг представителя, нотариуса, уплате гос. пошлины, почтовые расходы и т.п., однако, не производя такие расходы, потерпевший не сможет восстановить нарушенное право, следовательно, они являются его убытками, которые подлежат возмещению.

Кроме того, в ГПК РФ и АПК РФ содержится понятие и состав судебных расходов.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 ГПК РФ).

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 ГПК РФ; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 ГПК РФ).

Даже не смотря на то, что многие судебные органы считают, что судебные расходы возмещаются не в соответствии со ст.ст. 15 и 1064 ГК РФ, а на основании соответствующих статей процессуальных кодексов (ГПК РФ и АПК РФ), это не означает, что данные расходы не подлежат возмещению при осуществлении компенсационных выплат, а всего лишь касается правовой регламентации порядка их возмещения.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что при определении размера компенсационных выплат по ОСАГО, должны учитываться все расходы потерпевшего, связанные с причинением ему вреда в результате ДТП, в том числе и судебные расходы потерпевшего, которые он вынужден был понести для восстановления нарушенного права.


Количество показов: 2627
Автор:  Филипков В.В.

Возврат к списку