Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

О неправомерности отказов некоторых территориальных фондов обязательного медицинского страхования заключать договоры финансирования со страховыми медицинскими организациями

В правоприменительной практике в РФ неоднократно встречались случаи отказов некоторых территориальных фондов обязательного медицинского страхования заключать договоры финансирования со страховыми медицинскими организациями. Отказ территориальных фондов обязательного медицинского страхования в заключении договора о финансировании незаконен по следующим основаниям[1]:

В соответствии с действующим законодательством РФ обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования и является частью государственного социального страхования.[2]

Таким образом, через обязательное медицинское страхование реализуется предусмотренное Конституцией РФ право граждан РФ на социальное обеспечение в случае болезни (ст. 39).

Обязательное медицинское страхование осуществляется в следующем установленном Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»[3] (далее по тексту – «Закон о медицинском страховании») и принятыми на его основании нормативными актами порядке:

Субъектами обязательного медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение (ст. 2 Закона о медицинском страховании). Реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования обеспечивают Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (п.1.4 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан[4] (далее по тексту – «Типовые правила»)).

Страхователь уплачивает страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию в составе единого социального налога. Взносы перечисляются на счета Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в задачи которых входит аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское страхование (ст. 12 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ»[5]).

Страховая медицинская организация заключает договор обязательного медицинского страхования со страхователем, в соответствии с которым страховщик принимает на себя обязанности по организации и финансированию медицинской помощи застрахованному контингенту в соответствии с программой обязательного медицинского страхования (ст. 4 Закона о медицинском страховании).

Необходимо отметить, что страховая медицинская организация не имеет права отказать страхователю в заключении договора обязательного медицинского страхования, который соответствует действующим условиям страхования (абз. 16 ст. 15 Закона о медицинском страховании). За необоснованный отказ в заключении договора обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация по решению суда может быть лишена лицензии на право заниматься медицинским страхованием (абз. 5 ст. 27 Закона о медицинском страховании).

Страховая медицинская организация заключает с медицинским учреждением договор на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, что является ее обязанностью в соответствии со ст. 15 Закона о медицинском страховании;

Страховая медицинская организация заключает договор о финансировании с территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Страховые медицинские организации используют полученные от фонда обязательного страхования средства, в том числе и на оплату медицинских услуг[6].

Согласно п. 2 р. 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования[7], территориальный фонд осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда.

Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан[8] определено, что в состав расходов территориального фонда включается финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ по обязательному медицинскому страхованию (п. 6).

В соответствии с положениями абз. 3 п. 4.2 Типовых правил фонд не имеет права отказать страховой медицинской организации в заключении договора о финансировании обязательного медицинского страхования при наличии у последней заключенных договоров страхования и договоров на оказание лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), обеспечивающих реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования в полном объеме.[9]

При обращении гражданина за медицинской помощью медицинское учреждение оказывает такую помощь гражданину и выставляет счет за оказанные услуги страховой медицинской организации в соответствии с договором на оказание медицинской помощи.

Страховая медицинская организация оплачивает счета, выставленные медицинским учреждением, за счет средств, полученных по договору о финансировании от территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Из вышеприведенных норм законодательства об обязательном медицинском страховании следует, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования обязан заключать договоры о финансировании со страховой медицинской организацией, заключившей договоры страхования и оказания медицинской помощи.

Следовательно, территориальные фонды обязательного медицинского страхования незаконно отказывают страховым медицинским организациям в заключении договора о финансировании.

Также отказ территориальных фондов обязательного медицинского страхования в заключении договора о финансировании нарушает конституционное право граждан РФ, проживающих в соответствующем субъекте РФ, в отношении которых заключены договоры обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией, на получение социального обеспечения по состоянию здоровья в системе обязательного медицинского страхования, поскольку без договора финансирования страховая медицинская организация не может исполнять обязанность по финансированию медицинской помощи застрахованным, предусмотренную договором страхования.[10]

Обязательное медицинское страхование осуществляется в установленном Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»[11] (далее по тексту – Закон о медицинском страховании) и принятыми на его основании нормативными актами порядке. При этом с учетом того, что обязательное медицинское страхование – страхование социальное (ст. 1 Закона о медицинском страховании), на порядок его осуществления распространяются нормы закона «Об основах обязательного социального страхования»[12] (далее по тексту – Закон о социальном страховании). Нормы законодательства, регулирующего осуществление ОМС, применяются в части, не противоречащей положениям Закона о социальном страховании.

Некоторые территориальные фонды обязательного медицинского страхования обосновывают отказ в заключении договора о финансировании фактом, что в соответствии с Законом о социальном страховании страховщиком по обязательному страхованию является некоммерческая организация. А значит, страховая медицинская организация не может выступать не может выступать в качестве страховщика[13].

Однако страховыя организация не является страховщиком по обязательному медицинскому страхованию в смысле Закона о социальном страховании, она - страховая медицинская организация, определенная и созданная в соответствии с законом о конкретном виде обязательного социального страхования – обязательном медицинском страховании.

В соответствии с Законом о социальном страховании субъектами обязательного медицинского страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральным законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 6). Следовательно, положения ст. 2 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ»[14], которыми установлено, что в качестве субъектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, не противоречат нормам ст. 6 Закона.

Таким образом, страховая медицинская организация – не страховщик в смысле Закона о социальном страховании, а специальный субъект обязательного медицинского страхования, определенный в соответствии с Законом о медицинском страховании, как это и предусмотрено Законом о страховании социальном.

Страховая медицинская организация никогда не выполняла и не выполняет такие важнейшие обязанности страховщика по обязательному социальному страхованию как сбор страховых взносов, контроль за правильным начислением, своевременной уплатой страховых взносов, регистрация страхователей, учет застрахованных лиц (ст. 11 Закона о социальном страховании).

Подтверждением того, что страховая медицинская организация не является страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является тот факт, что в соответствии с налоговым законодательством страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию являются налоговыми платежами, уплачиваются в составе единого социального налога и перечисляются на счет внебюджетных фондов, а не на счет страховой медицинской организации.[15]

Также доказательством того, что страховая медицинская организация не является страховщиком в смысле Закона о социальном страховании, служит тот факт, что согласно пп. 5 п. 2 ст. 11 Закона о социальном страховании страховщик обязан контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечение застрахованным лицам. Поскольку обязанностью страховой медицинской организации является финансирование предоставления медицинской помощи застрахованным лицам, то в ее обязанности не может входит контроль за назначением и выплатой. Ведь в данном случае страховая медицинская организация осуществляла бы контроль за своими собственными действиями.[16]

Обязанностью страховой медицинской организации является заключение договора обязательного медицинского страхования, в соответствии с которым страховая медицинская организация принимает на себя обязанности по организации и финансированию медицинской помощи застрахованному контингенту в соответствии с программой обязательного медицинского страхования (ст. 4 Закона о медицинском страховании). При этом страховая медицинская организация не имеет права отказать страхователю в заключении договора обязательного медицинского страхования, который соответствует действующим условиям страхования (абз. 16 ст. 15 Закона о медицинском страховании). За необоснованный отказ в заключении договора обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация по решению суда может быть лишена лицензии на право заниматься медицинским страхованием (абз. 5 ст. 27 Закона о медицинском страховании).[17]

Также в обязанности страховой медицинской организации входит заключение договоров с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, контроль объема, сроков и качества медицинской помощи, защита интересов застрахованных (ст. 15 Закона о медицинском страховании).

Приведенный перечень обязанностей страховщика по обязательному социальному страхованию и страховой медицинской организации свидетельствует о том, что страховая медицинская организация, не являясь страховщиком в смысле Закона о социальном страховании, является специальным субъектом обязательного медицинского страхования, определяемым и созданным в соответствии с Законом о медицинском страховании.

Одновременно следует учитывать, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования во исполнение своей обязанности по изучению и обобщению практики применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования (данная обязанность предусмотрена пп. 12 п. 8 р. 3 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования[18], в письме «О вопросах организации обязательного социального страхования»[19], изданном в пределах его полномочий установил, что закон «Об основах обязательного социального страхования»[20] является рамочным нормативных правовым актом и регулирует общие вопросы организации обязательного социального страхования. Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования закрепляются нормы, определяющие возникновение правоотношений, порядок и условия их реализации, субъектный состав вида обязательного социального страхования.

Детализация правоотношений, возникающих в системе обязательного медицинского страхования, в том числе взаимоотношений между территориальными фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, лечебно-профилактическими учреждениями и иными участниками системы обязательного медицинского страхования регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»[21] и другими нормативными правовыми актами».

Следовательно, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования указывает, что страховая медицинская организация не является страховщиком по обязательному медицинскому страхованию в смысле Закона об обязательном социальном страховании, она – специальный субъект обязательного медицинского страхования, определяемый Законом о медицинском страховании.

Необходимо отметить, что мнение некоторых территориальных фондов о том, что данное письмо Федерального Фонда обязательного медицинского страхования должно применяться с учетом положений ст. 28 Закона об обязательном социальном страховании, несостоятельно.[22]

Одной из функций Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренной Уставом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (пп. 12, п. 8, р. 3)[23], является обобщение практики применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования. В рамках исполнения данной законно установленной обязанности Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования издал вышеназванное письмо, в котором конкретизировал положения ст. 2 Закона о социальном страховании, определяющую нормативные акты, регулирующие обязательное социальное страхование, применительно к конкретному виду обязательного социального страхования – обязательному медицинскому страхованию. Указанное письмо Федерального Фонда обязательного медицинского страхования не содержит положений, противоречащих или изменяющих нормы, установленные Законом о социальном страховании, и издано в пределах компетенции Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.

Также то, что страховая медицинская организация является надлежащим и предусмотренным действующими законодательством РФ субъектом обязательного медицинского страхования, подтверждается тем фактом, что Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, осуществляющий в соответствии с Постановлением Правительства от 06.03.1998 г. № 273 лицензирование деятельности страховых организаций и надзор за их деятельностью, и после вступления в силу Закона о социальном страховании продолжает выдавать страховым медицинским организациям лицензии на право осуществления обязательного медицинского страхования. У многих страховых медицинских организаций лицензия на право осуществлять обязательное медицинское страхование выдана после 19.07.1999 г. (даты вступления в силу Закона о социальном страховании).[24]

Все вышесказанное свидетельствует о том, что страховая медицинская организация - специальный субъект обязательного медицинского страхования, предусмотренный как Законом о социальном страховании, там и нормами специального закона – Закона о медицинском страховании.

Таким образом, страховая медицинская организация правомерно действует в системе обязательного медицинского страхования как специальный субъект, определенный Законом о медицинском страховании, а не как страховщик в смысле Закона о социальном страховании.

В корне неверна позиция некоторых территориальных фондов обязательного медицинского страхования о том, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования является страховщиком в смысле Закона о социальном страховании. В соответствии с п. 2 ст. 13 данного Закона обязательное социальное страхование, а значит, и обязательное медицинское страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ. Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования[25] установлено, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования создается исполнительным органом субъекта РФ.

Соответственно, территориальный фонд обязательного медицинского страхования не является страховщиком в смысле Закона о социальном страховании.[26]

Как отмечалось, обязанностью страховой медицинской организации по договору обязательного медицинского страхования является, в том числе, и оплата предоставленной медицинской помощи. Оплата медицинских услуг производится страховыми медицинскими организациями за счет средств, направленных территориальным фондом обязательного медицинского страхования на финансирование обязательного медицинского страхования.

Обязанность территориального фонда обязательного медицинского страхования финансировать страховые медицинские организации предусмотрена следующими нормативными актами:

Раздел 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования[27] определяет функции территориального фонда обязательного медицинского страхования. В п. 2 указанного раздела установлено, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда.[28]

Финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется путем заключения договора о финансировании страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательного медицинского страхования. Следовательно, заключение договора о финансировании со страховой медицинской компании является законно установленной функцией территориального фонда обязательного медицинского страхования. А значит - и его обязанностью.

В связи с этим утверждение Фонда о том, что в п. 2 р. 3 указанного Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования[29] установлено право фонда на заключение договора о финансировании, а не его обязанность, несостоятельно.

В п. 7 Положения о страховых медицинских организациях[30], предусмотрено, что «страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию, поступившие от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с заключенными страховой медицинской организацией договорами, используются на оплату медицинских услуг, на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, формирование резервов и оплату труда работников, занятых обязательным медицинским страхованием».

Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан (утв. Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 г. № 1518/21-1) определено, что в состав расходов территориального фонда включается финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ по обязательному медицинскому страхованию (п. 6).

Порядок финансирования в соответствии со своей компетенцией устанавливает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования[31], директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинским организациями (пп. 8 п. 21 Устава).

В соответствии с нормами Типовых правил обязательного медицинского страхования[32], финансирование осуществляется на основании договора о финансировании (п. 4.1).

Таким образом, обязанность по финансированию, предусмотренная законодательством об обязательном медицинском страховании, исполняется территориальными фондами обязательного медицинского страхования, как уже отмечалась ранее, на основании договора о финансировании, поскольку данный порядок установлен обязательным для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования актом Федерального фонда обязательного медицинского страхования[33].

При этом Типовыми правилами обязательного медицинского страхования[34] установлено, территориальный фонд обязательного медицинского страхования не имеет права отказать страховой медицинской организации в заключении договора о финансировании обязательного медицинского страхования при наличии у последней заключенных договоров страхования и договоров на оказание лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), обеспечивающих реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования в полном объеме (абз. 3 п. 4.2).

Договор о финансировании обязательного медицинского страхования заключается на основе Типового договора о финансировании, являющегося приложением к указанным Типовым правилам обязательного медицинского страхования (п. 4.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования[35]).

Не соответствует законодательству выводы некоторых территориальных фондов обязательного медицинского страхования о том, что поскольку Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными юридическими лицами, территориальный фонд обязательного медицинского страхования не обязан исполнять нормативные акты Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Необходимо повторить еще раз, что в соответствии с Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования[36], директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинским организациями (пп. 8 п. 21 Устава).

Некоторые территориальные фонды обязательного медицинского страхования считают, что отношения по финансированию, возникающие между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией - гражданско-правовые, но при этом в ни в одном законе не предусмотрена обязанность территориального фонда обязательного медицинского страхования заключать договоры финансирования.

При этом такие территориальные фонды обязательного медицинского страхования не учитывают того, что отношения в системе обязательного медицинского страхования являются публично-правовыми, что подтверждается тем, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования издает обязательные для территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций документы, а также тем, что указом Президента «О введении государственной регистрации актов, издаваемых пенсионным фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования РФ и Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ»[37] введена государственная регистрация имеющих нормативный характер актов Федерального фонда обязательного медицинского страхования, затрагивающих права и обязанность граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер.

Публичность отношений в системе обязательного медицинского страхования определяется тем, что в них отсутствует равенство сторон и автономия воли - и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, и страховые медицинские организации обязаны исполнять указания Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В публично-правовых отношениях добровольность принятия участником отношений обязательств выражается в виде принятия нормативных актов, устанавливающих обязанности участников этих отношений. В системе обязательного медицинского страхования добровольность принятия территориальными фондами обязательного медицинского страхования обязательства по заключению договора о финансировании выражается в принятии Федеральным фондом обязательного медицинского страхования актов, устанавливающих обязательный для территориальных фондов обязательного медицинского страхования порядок финансирования.

Следовательно, страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право осуществлять обязательное медицинское страхование и заключившие договоры обязательного медицинского страхования и оказания медицинских услуг, имеют право на основании ст. 421 ГК РФ понуждать территориальные фонды обязательного медицинского страхования заключить договор о финансировании.[38]

Необходимо отметить, что мнение некоторых территориальных фондов обязательного медицинского страхования о том, что, поскольку он не является собственником средств обязательного медицинского страхования, он не может самостоятельно осуществлять их передачу страховой медицинской организации, не соответствует законодательству РФ.[39]

В соответствии со ст. 19 Закона о социальном страховании «денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования».

Законом о медицинском страховании установлено, что фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование (абз. 5 ст. 12). Одновременно ст. 27 указанного закона определено, что оплата услуг медицинских учреждений производится страховыми медицинскими организациями. Поскольку ст. 1 Закона о медицинском страховании определено, что обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, из этого явно следует, что фонд обязательного медицинского страхования аккумулирует средства обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация за счет средств обязательного медицинского страхования оплачивает услуги медицинских учреждений. А это означает, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования финансирует страховую медицинскую организация за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии со своими функциями, а не передает их страховой медицинской организации, как утверждают некоторые территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Некоторые территориальные фонды обязательного медицинского страхования указывают на то, что, поскольку в соответствии с п. 4.4 Методических рекомендаций по проведению территориальными фондами ОМС контрольных проверок деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих ОМС,[40] территориальному фонду предоставлено право досрочно расторгнуть договор о финансировании, это подтверждает тот факт, что фонд вправе и отказать страховой медицинской организации в заключении договора о финансировании.

В данном случае эти территориальные фонды обязательного медицинского страхования цитируют нормативный акт не полностью и в отрыве от иных нормативных актов.

Во-первых, территориальный фонд обязательного медицинского страхования имеет право досрочно расторгнуть договор о финансировании, заключенный со страховой медицинской компанией, только в случае выявления по результатам проверки значительного объема нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования.

Во-вторых, цитируемые Методические рекомендации[41] не устанавливают право территориального фонда обязательного медицинского страхования отказать страховой медицинской организации в заключении нового договора о финансировании.

Однако ни один нормативный акт не содержит оговорки о том, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования вправе отказать страховой медицинской организации в заключении нового договора о финансировании, за исключением случая, когда страховая медицинская организация не заключила договоры обязательного медицинского страхования и оказания медицинских услуг.

Из вышеприведенных норм законодательства об обязательном медицинском страховании следует, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования обязан заключать договоры о финансировании со страховой медицинской организацией, заключившей договоры страхования и оказания медицинской помощи.

Из вышеизложенного следует, что страховая медицинская компания является надлежащим, предусмотренным законодательством РФ субъектом обязательного медицинского страхования и в случае, если она имеет заключенные договоры обязательного медицинского страхования и оказания медицинских услуг и лицензию на право осуществлять обязательное медицинское страхование на территории соответствующего субъекта РФ, территориальный фонд обязательного медицинского страхования обязан заключить с ней договор о финансировании.



[1] Материалы дела № А75-935-Г/03//Архив Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа.

[2] Коробицина М.А. «Проблемы правового регулирования ОМС в РФ»//www.abf-law.ru

[3] Федеральный закон от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»// Ведомости Съезда НД РСФСР и Верховного Совета РСФСР, N 27, 04.07.91, ст.920, 921, Ведомости Съезда НД РФ и Верховного Совета РФ, N 23, 11.06.92 ст.1230

[4] Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные Исполнительным директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 01.12.1993 г.

[5] Федеральный закон от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»// Ведомости Съезда НД РСФСР и Верховного Совета РСФСР, N 27, 04.07.91, ст.920, 921, Ведомости Съезда НД РФ и Верховного Совета РФ, N 23, 11.06.92 ст.1230

[6] абз. 6 р. 1 Методических рекомендаций по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденных приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.03.1999 г. № 20

[7] Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 г. № 4543-1.

[8] Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утв. Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 г. № 1518/21-1

[9] Материалы дела № А75-935-Г/03//Архив Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа.

[10] Коробицина М.А. «Проблемы правового регулирования ОМС в РФ»//www.abf-law.ru

[11] Федеральный закон от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»// Ведомости Съезда НД РСФСР и Верховного Совета РСФСР, N 27, 04.07.91, ст.920, 921, Ведомости Съезда НД РФ и Верховного Совета РФ, N 23, 11.06.92 ст.1230

[12] Федеральный закон от 16.07.1999 г.№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Российская газета, № 139, 21.07.99 г.

[13] Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 11.11.2003 г. № Ф04/5736-1022/А75-2003//www.lawmix.ru/

[14] Федеральный закон от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»// Ведомости Съезда НД РСФСР и Верховного Совета РСФСР, N 27, 04.07.91, ст.920, 921, Ведомости Съезда НД РФ и Верховного Совета РФ, N 23, 11.06.92 ст.1230

[15] Коробицина М.А. «Проблемы правового регулирования ОМС в РФ»//www.abf-law.ru

[16] Материалы дела № А75-935-Г/03//Архив Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа.

[17] Коробицина М.А. «Проблемы правового регулирования ОМС в РФ»//www.abf-law.ru

[18] Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 857.

[19] Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 18.10.1999 г. № 5241/80-1-и «О вопросах организации обязательного социального страхования».

[20] Федеральный закон от 16.07.1999 г.№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Российская газета, № 139, 21.07.99 г.

[21] Федеральный закон от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»// Ведомости Съезда НД РСФСР и Верховного Совета РСФСР, N 27, 04.07.91, ст.920, 921, Ведомости Съезда НД РФ и Верховного Совета РФ, N 23, 11.06.92 ст.1230

[22] Материалы дела № А75-935-Г/03//Архив Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа.

[23] Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 857.

[24] Материалы дела № А75-935-Г/03//Архив Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа.

[25] Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 г. № 4543-1.

[26] Постановление Президиума ВАС РФ № 13400/03 от 2 марта 2004 г.

[27] Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 г. № 4543-1.

[28] Коробицина М.А. «Проблемы правового регулирования ОМС в РФ»//www.abf-law.ru

[29] Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 г. № 4543-1.

[30] Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.10.93 г. № 1018.

[31] Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 857.

[32] Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные Исполнительным директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 01.12.1993 г.

[33] Коробицина М.А. «Проблемы правового регулирования ОМС в РФ»//www.abf-law.ru

[34] Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные Исполнительным директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 01.12.1993 г.

[35] Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные Исполнительным директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 01.12.1993 г.

[36] Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 857.

[37] Указ Президента РФ от 20.03.2001 г. № 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых пенсионным фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования РФ и Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ»

[38] Материалы дела № А75-935-Г/03//Архив Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа.

[39] Коробицина М.А. «Проблемы правового регулирования ОМС в РФ»//www.abf-law.ru

[40] Методические рекомендации по проведению территориальными фондами ОМС контрольных проверок деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих ОМС (утв. Исполнительным директором ФФОМС 17.06.1997 г. № 2469/11)

[41] Методические рекомендации по проведению территориальными фондами ОМС контрольных проверок деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих ОМС (утв. Исполнительным директором ФФОМС 17.06.1997 г. № 2469/11)


Количество показов: 2729
Автор:  Филипков В.В.

Возврат к списку