Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Осуществление деятельности страхового брокера без лицензии

С 01 июля 2007 года в Российской Федерации введено лицензирование деятельности страховых брокеров. По состоянию на 13 января 2009 года получили лицензию и были включены в единый государственный реестр субъектов страхового дела 127 страховых брокеров. Однако до настоящего времени продолжают существовать компании, у которых и в наименование указано, что это страховой брокер, и деятельность они осуществляют страховую брокерскую, но не имеют при этом никакой лицензии. Ни собственники, ни руководители таких псевдо брокеров не задумываются о правовых последствиях такой деятельности своих компаний. Причем многие из них совершенно искренне убеждены, что никаких серьезных правовых последствий вообще не будет. Кроме того, многие считают, что если они осуществляют страховую брокерскую деятельность, исполняя обязательства по договорам, заключенным до 01 июля 2007 года, то это исключительно правомерно.

Действительно, в настоящее время действующим законодательством РФ прямо не предусмотрены последствия осуществления деятельности страховым брокером, созданным до 01 июля 2007 года и не получившим соответствующую лицензию до 01 июля 2007 года. Поэтому, рассматривая данный проблему, следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства, регулирующими правосубъектность юридических лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» установлено, что страховые брокеры должны получить лицензии до 01 июля 2007 года.

Следовательно, если лицензия на осуществление деятельности страхового брокера не получена до 01 июля 2007 года, юридическое лицо не вправе с 01 июля осуществлять такую деятельность, т.е. действовать в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществлять деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров (ст. 8 Федерального закона от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Возникает вопрос, а что же делать с договорами, которые были заключены до 01 июля 2007 года, в период, когда страховой брокер мог осуществлять свою деятельность без лицензии.

По моему мнению, если фактически услуги страхового брокера были оказаны до 01 июля 2007 года, а по договору осуществляются лишь расчеты со страховым брокером за уже оказанные услуги, то такие договоры и расчеты по ним соответствуют действующему законодательству РФ, так как брокер уже фактически не осуществляет брокерской деятельности, а всего лишь получает плату за когда-то оказанные услуги.

В случае если страховой брокер, не имеющий лицензии, продолжает исполнять свои обязательства по договорам, заключенным до 01 июля 2007 года, и оказывать услуги страхового брокера (представлять интересы страхователя, участвовать в урегулировании убытков от имени и в интересах страхователя (перестрахователя), участвовать в расчетах и т.п.), то он фактически осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию, без соответствующей лицензии. Это прямое нарушение действующего законодательства РФ, которое может повлечь различные негативные последствия, вплоть до уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

В соответствии со ст. 171 УК РФ незаконным предпринимательством является, помимо прочего, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере, согласно примечания к ст.169 УК, признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей. Под доходом следует понимать выручку от реализации товаров, работ, услуг за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. При исчислении размера дохода, полученного организованной группой, следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками (п.п.12 и 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 года № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»).

Даже если осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, когда такая лицензия обязательна, не причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству и не сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, ответственность за такое деяние может наступить в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ситуация с неполучением лицензии на осуществление деятельности страхового брокера очень схожа с отзывом лицензии у страхового брокера. И в том и в другом случае могут продолжать действовать договоры на оказание услуг страхового брокера, заключенные в период, когда страховой брокер имел право оказывать такие услуги: либо до 01 июля 2007 года – без лицензии, либо до отзыва лицензии, т.е. при ее наличии. Поэтому вполне возможно, что ФССН РФ в своей работе, в отношении договоров, заключенных до 01 июля 2007 года страховыми брокерами, не получившими в соответствующий срок лицензии, будет руководствоваться нормами ст. 32_8 Федерального закона от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Хотя в административном праве применения законодательства по аналогии не допустимо.

Если проанализировать последствия утраты страховым брокером специальной правоспособности, то можно предположить, что с 01 июля 2007 года страховой брокер, не получивший лицензию:

- не вправе заключать договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств страхового брокера в соответствующие договоры;

- должен принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении деятельности страхового брокера;

- должен осуществить расторжение договоров по оказанию услуг страхового брокера.

Хотелось бы отметить, что шестимесячный срок, данный страховым брокерам при отзыве лицензии для осуществления всех мероприятий, вряд ли применим в ситуации неполучения лицензии.


Количество показов: 6728
Автор:  Филипков В.В.

Возврат к списку